[ ГЛАВНАЯ НОВОСТИО НАСОФИЦИАЛЬНОПРЕССАЖУРНАЛИНТЕЛЛЕКТМЫ В СЕТИССЫЛКИ ]

  << Назад на главную страницу журнала
 

Ударим просвещением по деструктивным сектам. 

Больше нечем?..

Светлана КОВАЛЕВСКАЯ 
РЕСПУБЛИКА   03.04.2000   № 73
Кажется, совсем недавно мы все почти поголовно были атеистами, а религиозные архаизмы снисходительно считали слабостью или блажью наших бабуль. Как-то незаметно все изменилось. Даже закал„нное атеизмом среднее поколение все чаще обращается душой к церкви и божьим заповедям, не говоря уже о молодежи.

 

Информация к размышлению
При опросе студентов Белорусского государственного экономического университета 18,3 процента отметили большую значимость для них религиозной потребности. Около 60 процентов студентов Гродненского госуниверситета им. Янки Купалы считают себя верующими. 97 процентов учащихся Брестского политехникума дали положительную оценку роли религии в жизни общества.
Ну и что в этом плохого? Да все нормально и естественно для человеческого существа. Кроме одного -- нашей удручающей безграмотности в вопросах религии.
На заре 90-х мы были всеядны: шли "на ура" и Чумак с Кашпировским, и эротика с порнографией, а в добавок еще и "Белое братство" с "Детьми Бога", кришнаизмом, учением Муна и несть числа. Непросвещенные и неискушенные, мы стали слишком легкой добычей. Прошло десятилетие. Слова "деструктивные секты", "сатанисты" и прочие страшилки все чаще на слуху, но прибавило ли это нам знаний и понимания того, что происходит? 

 
Информация к размышлению
Анкетирование студентов Брестского государственного университета показало, что 87,5 процента из них владеют какой-либо информацией о существовании и деятельности организаций деструктивного характера. Но 17,5 процента не смогли дать определения деструктивной секты и почти 80 процентов студентов не обладают, по их мнению, необходимыми способами противодействия.
Так ли страшен зверь, как его рисуют?
Во-первых, судить об этом прежде всего имеют право те, кто сам прошел через подобную атаку на разум. 

Наташа. Девочка хорошо училась в школе, интересовалась литературой, размышляла о смысле жизни, искала в ней возвышенное и романтическое. В 14 лет прочитала в "Вечернем Минске" объявление: "Xочешь быть счастливой -- приходи к нам". Сходила раз, другой... Мама заволновалась, когда осознала, что дочка совсем не бывает дома, избегает общения, все время занята какими-то своими делами и мыслями. Но ничего сделать не смогла. Сейчас девушка уже взрослая, нигде не работает, до сих пор посещает "Лигу духовного возрождения", кстати, запрещенную и действующую в подполье. Скудное пособие по безработице отдает в секту. 

Сергей. Студент 1-го курса физфака БГУ дал себя "поймать" в подземном переходе -- ему предложили литературу и философские рассуждения об учении Чайтанья-кришнаизме. Он увлекся. Его буквально "бомбардировали" любовью новоявленные "братья и сестры" (за самых способных у них, кстати, особая война). Парня всеми возможными способами уводили из семьи, он бросил учебу, ему дали новое имя и увезли в другой город. 

Но не сдавались и родители и все-таки вернули сына (им много помогал один из депутатов Верховного Совета). Сережа пошел в армию, в течение двух лет был огражден от влияния новых "друзей". Затем вернулся в БГУ и вообще -- к нормальной жизни, из которой все же вычеркнуты четыре года. 

Оля. Студентка лингвистического университета. Неординарная, идеалистичная. Когда здесь же, в университете к ней подошли и пригласили посещать "Церковь Xриста" (тоже запрещенную), она с удовольствием согласилась и пошла с подругой. Улыбки, подчеркнутое внимание, песни под гитару, чаепитие, возвышенные разговоры -- все влекло и удерживало. Не случайно эта организация очень популярна среди молодежи. К счастью, о своем новом увлечении Оля рассказала родителям, и они решили побывать в этом "раю". Им, людям с реальным жизненным опытом, практически сразу же стали очевидны и наигранность тона хозяев, и их фальшивые улыбки, и далеко идущие планы. Но за дочь пришлось бороться не один месяц. Чтобы находить аргументы для переубеждения, родители сами взялись штудировать православную литературу, обратились за помощью к священникам. Познакомили Олю с семьями, где уже были пережиты подобные трагедии, давали читать все, что удавалось найти на эту тему. Девушка уже была на грани того, чтобы уйти из семьи и посвятить себя делам секты, но в какой-то момент засомневалась, задумалась и это решило многое. Оля ушла все же из секты, убедив сделать этот шаг еще четырех студенток того же вуза. 

*  *  *
Подобные печальные истории и похожи друг на друга, и в то же время каждая наполнена очень личным горем и трагизмом. Многие из этих поучительных судеб будут описаны в книге, которую готовит к изданию родительский комитет "Ратаванне". Есть выражение "встретились два одиночества". Так вот, в этом стихийно возникшем в начале 90-х годов комитете находят друг друга материнские отчаяния.
Если после прочтения очень кратко описанных историй молодых людей у вас сложилось впечатление, что из секты уйти в общем-то несложно (было бы желание и протянутая рука помощи), то это далеко не так. Кто испытал засасывающую силу этой трясины на себе, рассказывает о поразительной циничности и цепкости добровольных душеспасителей: их гонишь в три шеи, а они невозмутимо, с улыбкой на лице и "сочувствием" в глазах продолжают тебя обрабатывать. 

 
Что движет неокультовыми миссионерами?

Первое, что приходит на ум, -- корысть. Завладевая вашими душой и разумом, они постепенно прибирают к рукам и принадлежащее вам имущество, и средства к существованию. Или, может быть, религиозный фанатизм? Или желание власти на другими людьми? 

Но есть на этот счет и иное мнение. 

Александр ТИТОВЕЦ, кандидат философских наук, член экспертного совета Госкомитета по делам религий и национальностей: 

-- Я убежден, что этот широко развернутый психологический террор вовсе не случаен. Данную проблему невозможно представить во всей глубине вне контекста геополитики. На территории бывшего СССР -- основные запасы мировых минеральных ресурсов. Это во-первых. Во-вторых, как известно, в результате повышения солнечной активности и изменения климата в течение буквально ста ближайших лет территория России и Беларуси превратится в одну из наиболее комфортных климатических зон. Господ из-за океана толкает их "национальный интерес": как покорить, как прибрать к рукам? А очередная попытка крупного передела мира -- это вам не игрушки. 

На другую чашу весов с солидным перевесом укладывается завидная изначальная однородность нашего общества -- свыше 80 процентов 

населения своими корнями уходят в православие. Не найдется и 20 подобных стран со столь однородным в духовном и этническом отношении обществом, что служит залогом социальной гармонии и политической стабильности. 

Религии равны лишь в юридическом плане, а в духовном, культурном отношении специалисту очевидны существенные различия между ними. 

В богословном же смысле вообще лишь одна из них является истинной системой: сравнительное религиоведение показывает, что это -- христианство, причем раннее, в православной традиции. Нам повезло -- мы находимся именно в такой системе ценностей (замечу, что я -- человек неверующий). 

Как разрушить эту веками и тысячелетиями утвердившуюся однородность? Наступление будет идти со всех сторон, а началось оно с атаки на разум и спланировано, поверьте, не вчера. Кто изучал эту проблему, знает, что примерно в 70-е годы на протяжении 3--4 лет синхронно возникло множество неокультов, причем подавляющее большинство из них -- в США. Никому не известные, нищие буддистские, индуистские монахи, гуру и т.д. вроде ни с того ни с сего стали съезжаться в Америку. А через несколько лет вдруг финансово окрепшие, идейно и организационно вооруженные начали масштабную деятельность разнообразные секты. На этот счет не должно быть никаких иллюзий: процесс их возникновения и распространения имеет управляемый характер. На местной белорусской почве не возникло ни одной неокультовой организации: все создаются зарубежными миссионерами.. 

После семидесяти лет принудительного атеизма нам нужно ставить вопрос только так: "Спасение или погибель?" Что мы можем противопоставить этой хорошо организованной, целенаправленной и щедро финансируемой кампании? К сожалению, в Беларуси для пресечения этого рода деятельности нет четкой законодательной регламентации. И все же Госкомитету по делам религий и национальностей пока удается сдерживать экспансию неокульту. 

Между прочим, супердемократичные европейские государства на заседании Совета Европы в декабре 1999 года приняли однозначное решение: рекомендовать каждому правительству самостоятельно решать вопрос о запрете на деятельность неокультов. Этим правом уже воспользовались Франция, Нидерланды и другие страны. А мы все раздумываем и боимся показаться ортодоксальными. 

Информация к размышлению 

Только за прошлый год в Минске на руководителей ряда неокультовых организаций составлено около 40 протоколов о различных правонарушениях. В течение двух последних лет запрещена деятельность четырех псевдорелигиозных сект -- "Белого братства", "Аум Синрик„", "Семьи любви", "Ахмадиа". 

Как за благостной улыбкой разглядеть волчьи зубы? 

Механизм вовлечения и удержания человека в секте, в общем-то, одинаков для всех из них. Во время первых встреч вы не узнаете ни их истинных намерений, ни отношения к традиционным религиям. Новичка окружают заботой и вниманием так, чтобы он ощутил искреннюю заинтересованность в решении волнующих его проблем и сомнений. Агрессивность воздействия нарастает постепенно: практикуется подавление воли с помощью гипноза, психотропных и наркотических средств, кодирования, используются различные восточные, медитационные, трансовые технологии. 

Не все члены секты равны, они подразделяются на несколько уровней посвященности в дела и истинные цели организации: от ничего не подозревающих учеников, изучающих идеи и установки новоявленного бога, до тех, кто стремится к завоеванию сфер влияния и финансовому обогащению. Сектанты-новобранцы постепенно становятся зомбированными рабами -- от бесплатной рабочей силы в менее агрессивных сектах до потенциальных убийц в организациях с более одержимыми лидерами. 

Получить приглашение "в гости" может каждый и где угодно. Припомните, ведь такое было и с вами? В целях вербовки используются не только случайные знакомства на улице и объявления. Работа ведется через клубы астрологов, сеансы экстрасенсов и так называемых народных целителей, лекции и просветительные беседы. Методы этих деятелей так изощренны и продуманны, что даже люди вполне образованные часто не в состоянии распознать подвоха. В одной из столичных школ "специалист" предложил прочитать для старшеклассников лекцию о профилактике СПИДа. Пожалуйста, всегда рады. А оказалось, что исподволь была проведена тонкая агитация к участию в мунистской организации "C.A.R.P". 

Пожалуйста, будьте бдительны: все, что предлагается бесплатно, "бескорыстно" и очень настойчиво, должно настораживать. Спрашивайте у этих людей документы об официальной регистрации и их полномочиях. 

То, что эти ловцы душ очень часто появляются именно в школьных и вузовских стенах, тоже не случайно. Это -- опять-таки один из стратегических маневров. Конечно, им важен каждый одурманенный человек. Но если удастся втянуть в секту руководителя или работника сферы образования -- это ценно вдвойне, т.к. те имеют все возможности нести нужные идеи детям и молодежи. Эти коммивояжеры действуют очень тонко: они редко декларируют себя как религиозные организации, скорее представляются в качестве гуманитарных, духовных движений. Нередко предлагают оборудовать лингофонный кабинет, спортзал, пополнить библиотеку, организовать бесплатный отдых. Мы привыкли доверять людям, которые говорят красиво и правильно, но помните, пожалуйста, о дармовом сыре в мышеловке. 

Школьный учитель против "сатаны" -- кто победит? 

Наверное, мы хотим от наших учителей слишком многого: чтобы деток и учили, и воспитывали, и от всех напастей берегли. У каждого ребенка есть родители и, естественно, они -- главные ответчики перед ним и собой за его судьбу. Но все же и учитель не в стороне. Вот только чем он вооружен, кроме знаний о своем предмете и педагогического таланта? Какую-либо литературу о сущности неокультов и новых религиозных течений достать очень трудно. И уж тем более ее не раздают бесплатно на улице. 

Министерство образования в последние три--четыре года смогло расщедриться только на несколько инструктивных писем, с перечнем деструктивных религиозных организаций, которые были разосланы в органы образования, вузы, техникумы и ПТУ. А ведь такую "поминальницу" с названиями и краткой характеристикой сект как минимум должен иметь каждый учитель. Иначе откуда ему знать, что "Дети Бога", "Церковь объединения", "Единая вера", "Общество единства духовных культур "Возрождение" и другие красивые названия скрывают в себе оккультно-мистические теории и деструктивное влияние на сознание человека? 

В перечне заслуг и проведенной в этом направлении работы называется немало мероприятий: от преподавания курсов по истории, этнографии, религиозному искусству, морали, этике и т.д. до вечеров вопросов и ответов, КВНов и занятий кружков. Все, без сомнения, в школьной жизни нужно. Но в противодействии деструктивным сектам -- это дело пятнадцатое. Прежде всего необходима информация, доступная каждому преподавателю да и ученику. А пока наши учителя не имеют ничего. Брошюра "Неокультовые объединения в Беларуси", подготовленная экспертным советом Госкомитета по делам религий и национальностей, издана тиражом всего в 500 экземпляров и разослана по исполкомам. Кто из работников образования слышал о ней? 

Проблема очень серьезная. Правда, научно-методическим центром учебной книги подготовлено к изданию специальное пособие для учителей "Традиционные вероисповедания и новые религиозные движения в Беларуси" под редакцией доктора философских наук, профессора Алексея Осипова. Над ним работало 20 человек, статьи о традиционных религиях написаны представителями этих же конфессий. Книга уже на выходе. Остается только надеяться, что, наконец-то, информационный вакуум будет заполнен и появятся ответы если не на все, то на многие вопросы. 

Два года назад Министерство образования догадалось начать подготовку религиоведов в педвузах республики. Специалисты с такой квалификацией готовятся сейчас в Белорусском государственном педуниверситете им. М.Танка и Брестском госуниверситете. Специальные годичные курсы для учителей организованы и в Академии последипломного образования. Среди учителей желающих попасть на эти курсы немало, а вот со стороны заведующих отделами образования частенько встречается сопротивление: "Зачем нам религиовед в школе с традиционно советским образованием?" А затем, что секты у нас уже давно в школе. 

Что делать, если секта пустила корни в вашей семье? 

Постарайтесь не отчаиваться, не паниковать и помнить правило: против секты в целом вам бороться практически бесполезно, нужно воевать за близкого человека. Этот исходный тезис придуман не мною. Он рожден многострадальным опытом родительского комитета "Ратаванне". Прислушаемся к их практическим советам: 

-- наберитесь терпения; 

-- не насилуйте волю своего сына или дочери, оказавшихся под влиянием секты (то есть не запирайте их на замок, не орите, не унижайте и т.д. -- любите такими, какие они есть); 

-- поинтересуйтесь сами деятельностью секты, побывайте на ее собраниях, почитайте литературу; 

-- не скрывайте своего отрицательного отношения к секте; 

-- обратитесь за помощью в государственные органы (исполком, отдел образования), официальные общественные организации, объединяйтесь с другими родителями, попавшими в такую же ситуацию; 

-- не пренебрегайте помощью священников и традиционной церкви (в качестве заменителя той веры, в которую втянули вашего близкого); 

-- не теряйте надежды на победу и помните: "они" идут через интеллект и вытащить попавшего в их сети человека можно только через интеллект. 

Иногда не обойтись и без медицинской помощи. Свои объяснения феномену "сектантства" есть и у врачей. 

Павел Юдаш, врач-психотерапевт клиники НИИ радиационной медицины и эндокринологии: 

-- За последние годы в связи с этой проблемой к психотерапевтам обращалось около 100 человек. Конечно, это немного для республики, но я уверен, что люди чаще всего просто не имеют такой возможности и соответствующей информации или не решаются на этот шаг. Кстати, сами сектанты по собственной инициативе не приходили ни разу, обычно это делают родственники. Сектанты лишь попадали в клинику с реактивными психозами, и мы сначала лечили психоз, а уж потом -- зависимость от секты. 

Что важно здесь понимать? В ходе неокультовой обработки сознания человека идет переформирование личности, причем очень глубокое, на подсознательном уровне. Формируется болезненное психогенное состояние -- синдром зависимости. Человек перестает принимать собственные решения, контролировать поведение. Он ориентируется на новый высший авторитет, принимает все указания и утверждения за истину. Нарушаются обычные социальные коммуникации человека -- кстати, первый признак, чтобы забить тревогу. 

Причем сам пострадавший не осознает своего духовного рабства. Это самый простой способ существования и, в общем-то, присутствует в каждом человеке. Отсюда и проблема -- нередко даже после длительной работы психотерапевта бывают рецидивы, и пациент, к сожалению, возвращается в секту: ему уже просто необходимо приятное ощущение зависимости и отсутствие надобности принимать самостоятельные решения. 

Но это не значит, что врач не в силах помочь. Мы работаем с такими людьми, у нас уже есть опыт и свои методы. 

Это должен знать каждый. 

Религиозные и общественные объединения, деятельность которых на территории Республики Беларусь признана деструктивной: 

-- Церковь Сатаны (дьяволомания); 

-- Белое братство (ББ);
-- Богородичный центр (БЦ);
-- Церковь Xриста (Бостонское движение, Церковь учеников Иисуса Xриста);
-- Дети Бога (Семья, Семья Любви);
-- Церковь объединения (Муна); Студенческая ассоциация С.А.R.Р.
-- Единая вера, Церковь последнего завета (Виссариона);
-- Аум Синрикё;
-- Ахмадиа;
-- Лига духовного возрождения Санатана Дхарма;
-- Церковь Саентологии (Секты Xаббарда);
-- Общество единства духовных культур "Возрождение".

 
Hosted by uCoz