Ударим просвещением по деструктивным сектам.Больше нечем?.. |
Кажется, совсем недавно мы все почти поголовно были атеистами,
а религиозные архаизмы снисходительно считали слабостью или блажью наших
бабуль. Как-то незаметно все изменилось. Даже закал„нное атеизмом среднее
поколение все чаще обращается душой к церкви и божьим заповедям, не говоря
уже о молодежи.
Ну и что в этом плохого? Да все нормально и естественно
для человеческого существа. Кроме одного -- нашей удручающей безграмотности
в вопросах религии.
На заре 90-х мы были всеядны: шли "на ура" и Чумак с
Кашпировским, и эротика с порнографией, а в добавок еще и "Белое братство"
с "Детьми Бога", кришнаизмом, учением Муна и несть числа. Непросвещенные
и неискушенные, мы стали слишком легкой добычей. Прошло десятилетие. Слова
"деструктивные секты", "сатанисты" и прочие страшилки все чаще на слуху,
но прибавило ли это нам знаний и понимания того, что происходит?
Так ли страшен зверь, как его рисуют?
Во-первых, судить об этом прежде всего имеют право те,
кто сам прошел через подобную атаку на разум.
Наташа. Девочка хорошо училась в школе, интересовалась литературой, размышляла о смысле жизни, искала в ней возвышенное и романтическое. В 14 лет прочитала в "Вечернем Минске" объявление: "Xочешь быть счастливой -- приходи к нам". Сходила раз, другой... Мама заволновалась, когда осознала, что дочка совсем не бывает дома, избегает общения, все время занята какими-то своими делами и мыслями. Но ничего сделать не смогла. Сейчас девушка уже взрослая, нигде не работает, до сих пор посещает "Лигу духовного возрождения", кстати, запрещенную и действующую в подполье. Скудное пособие по безработице отдает в секту. Сергей. Студент 1-го курса физфака БГУ дал себя "поймать" в подземном переходе -- ему предложили литературу и философские рассуждения об учении Чайтанья-кришнаизме. Он увлекся. Его буквально "бомбардировали" любовью новоявленные "братья и сестры" (за самых способных у них, кстати, особая война). Парня всеми возможными способами уводили из семьи, он бросил учебу, ему дали новое имя и увезли в другой город. Но не сдавались и родители и все-таки вернули сына (им много помогал один из депутатов Верховного Совета). Сережа пошел в армию, в течение двух лет был огражден от влияния новых "друзей". Затем вернулся в БГУ и вообще -- к нормальной жизни, из которой все же вычеркнуты четыре года. Оля. Студентка лингвистического университета. Неординарная, идеалистичная. Когда здесь же, в университете к ней подошли и пригласили посещать "Церковь Xриста" (тоже запрещенную), она с удовольствием согласилась и пошла с подругой. Улыбки, подчеркнутое внимание, песни под гитару, чаепитие, возвышенные разговоры -- все влекло и удерживало. Не случайно эта организация очень популярна среди молодежи. К счастью, о своем новом увлечении Оля рассказала родителям, и они решили побывать в этом "раю". Им, людям с реальным жизненным опытом, практически сразу же стали очевидны и наигранность тона хозяев, и их фальшивые улыбки, и далеко идущие планы. Но за дочь пришлось бороться не один месяц. Чтобы находить аргументы для переубеждения, родители сами взялись штудировать православную литературу, обратились за помощью к священникам. Познакомили Олю с семьями, где уже были пережиты подобные трагедии, давали читать все, что удавалось найти на эту тему. Девушка уже была на грани того, чтобы уйти из семьи и посвятить себя делам секты, но в какой-то момент засомневалась, задумалась и это решило многое. Оля ушла все же из секты, убедив сделать этот шаг еще четырех студенток того же вуза. Подобные печальные истории и похожи друг на друга, и
в то же время каждая наполнена очень личным горем и трагизмом. Многие из
этих поучительных судеб будут описаны в книге, которую готовит к изданию
родительский комитет "Ратаванне". Есть выражение "встретились два одиночества".
Так вот, в этом стихийно возникшем в начале 90-х годов комитете находят
друг друга материнские отчаяния.
Если после прочтения очень кратко описанных историй молодых
людей у вас сложилось впечатление, что из секты уйти в общем-то несложно
(было бы желание и протянутая рука помощи), то это далеко не так. Кто испытал
засасывающую силу этой трясины на себе, рассказывает о поразительной циничности
и цепкости добровольных душеспасителей: их гонишь в три шеи, а они невозмутимо,
с улыбкой на лице и "сочувствием" в глазах продолжают тебя обрабатывать.
Первое, что приходит на ум, -- корысть. Завладевая вашими душой и разумом, они постепенно прибирают к рукам и принадлежащее вам имущество, и средства к существованию. Или, может быть, религиозный фанатизм? Или желание власти на другими людьми? Но есть на этот счет и иное мнение. Александр ТИТОВЕЦ, кандидат философских наук, член экспертного совета Госкомитета по делам религий и национальностей: -- Я убежден, что этот широко развернутый психологический террор вовсе не случаен. Данную проблему невозможно представить во всей глубине вне контекста геополитики. На территории бывшего СССР -- основные запасы мировых минеральных ресурсов. Это во-первых. Во-вторых, как известно, в результате повышения солнечной активности и изменения климата в течение буквально ста ближайших лет территория России и Беларуси превратится в одну из наиболее комфортных климатических зон. Господ из-за океана толкает их "национальный интерес": как покорить, как прибрать к рукам? А очередная попытка крупного передела мира -- это вам не игрушки. На другую чашу весов с солидным перевесом укладывается завидная изначальная однородность нашего общества -- свыше 80 процентов населения своими корнями уходят в православие. Не найдется и 20 подобных стран со столь однородным в духовном и этническом отношении обществом, что служит залогом социальной гармонии и политической стабильности. Религии равны лишь в юридическом плане, а в духовном, культурном отношении специалисту очевидны существенные различия между ними. В богословном же смысле вообще лишь одна из них является истинной системой: сравнительное религиоведение показывает, что это -- христианство, причем раннее, в православной традиции. Нам повезло -- мы находимся именно в такой системе ценностей (замечу, что я -- человек неверующий). Как разрушить эту веками и тысячелетиями утвердившуюся однородность? Наступление будет идти со всех сторон, а началось оно с атаки на разум и спланировано, поверьте, не вчера. Кто изучал эту проблему, знает, что примерно в 70-е годы на протяжении 3--4 лет синхронно возникло множество неокультов, причем подавляющее большинство из них -- в США. Никому не известные, нищие буддистские, индуистские монахи, гуру и т.д. вроде ни с того ни с сего стали съезжаться в Америку. А через несколько лет вдруг финансово окрепшие, идейно и организационно вооруженные начали масштабную деятельность разнообразные секты. На этот счет не должно быть никаких иллюзий: процесс их возникновения и распространения имеет управляемый характер. На местной белорусской почве не возникло ни одной неокультовой организации: все создаются зарубежными миссионерами.. После семидесяти лет принудительного атеизма нам нужно ставить вопрос только так: "Спасение или погибель?" Что мы можем противопоставить этой хорошо организованной, целенаправленной и щедро финансируемой кампании? К сожалению, в Беларуси для пресечения этого рода деятельности нет четкой законодательной регламентации. И все же Госкомитету по делам религий и национальностей пока удается сдерживать экспансию неокульту. Между прочим, супердемократичные европейские государства на заседании Совета Европы в декабре 1999 года приняли однозначное решение: рекомендовать каждому правительству самостоятельно решать вопрос о запрете на деятельность неокультов. Этим правом уже воспользовались Франция, Нидерланды и другие страны. А мы все раздумываем и боимся показаться ортодоксальными. Информация к размышлению Только за прошлый год в Минске на руководителей ряда неокультовых организаций составлено около 40 протоколов о различных правонарушениях. В течение двух последних лет запрещена деятельность четырех псевдорелигиозных сект -- "Белого братства", "Аум Синрик„", "Семьи любви", "Ахмадиа". Как за благостной улыбкой разглядеть волчьи зубы? Механизм вовлечения и удержания человека в секте, в общем-то, одинаков для всех из них. Во время первых встреч вы не узнаете ни их истинных намерений, ни отношения к традиционным религиям. Новичка окружают заботой и вниманием так, чтобы он ощутил искреннюю заинтересованность в решении волнующих его проблем и сомнений. Агрессивность воздействия нарастает постепенно: практикуется подавление воли с помощью гипноза, психотропных и наркотических средств, кодирования, используются различные восточные, медитационные, трансовые технологии. Не все члены секты равны, они подразделяются на несколько уровней посвященности в дела и истинные цели организации: от ничего не подозревающих учеников, изучающих идеи и установки новоявленного бога, до тех, кто стремится к завоеванию сфер влияния и финансовому обогащению. Сектанты-новобранцы постепенно становятся зомбированными рабами -- от бесплатной рабочей силы в менее агрессивных сектах до потенциальных убийц в организациях с более одержимыми лидерами. Получить приглашение "в гости" может каждый и где угодно. Припомните, ведь такое было и с вами? В целях вербовки используются не только случайные знакомства на улице и объявления. Работа ведется через клубы астрологов, сеансы экстрасенсов и так называемых народных целителей, лекции и просветительные беседы. Методы этих деятелей так изощренны и продуманны, что даже люди вполне образованные часто не в состоянии распознать подвоха. В одной из столичных школ "специалист" предложил прочитать для старшеклассников лекцию о профилактике СПИДа. Пожалуйста, всегда рады. А оказалось, что исподволь была проведена тонкая агитация к участию в мунистской организации "C.A.R.P". Пожалуйста, будьте бдительны: все, что предлагается бесплатно, "бескорыстно" и очень настойчиво, должно настораживать. Спрашивайте у этих людей документы об официальной регистрации и их полномочиях. То, что эти ловцы душ очень часто появляются именно в школьных и вузовских стенах, тоже не случайно. Это -- опять-таки один из стратегических маневров. Конечно, им важен каждый одурманенный человек. Но если удастся втянуть в секту руководителя или работника сферы образования -- это ценно вдвойне, т.к. те имеют все возможности нести нужные идеи детям и молодежи. Эти коммивояжеры действуют очень тонко: они редко декларируют себя как религиозные организации, скорее представляются в качестве гуманитарных, духовных движений. Нередко предлагают оборудовать лингофонный кабинет, спортзал, пополнить библиотеку, организовать бесплатный отдых. Мы привыкли доверять людям, которые говорят красиво и правильно, но помните, пожалуйста, о дармовом сыре в мышеловке. Школьный учитель против "сатаны" -- кто победит? Наверное, мы хотим от наших учителей слишком многого: чтобы деток и учили, и воспитывали, и от всех напастей берегли. У каждого ребенка есть родители и, естественно, они -- главные ответчики перед ним и собой за его судьбу. Но все же и учитель не в стороне. Вот только чем он вооружен, кроме знаний о своем предмете и педагогического таланта? Какую-либо литературу о сущности неокультов и новых религиозных течений достать очень трудно. И уж тем более ее не раздают бесплатно на улице. Министерство образования в последние три--четыре года смогло расщедриться только на несколько инструктивных писем, с перечнем деструктивных религиозных организаций, которые были разосланы в органы образования, вузы, техникумы и ПТУ. А ведь такую "поминальницу" с названиями и краткой характеристикой сект как минимум должен иметь каждый учитель. Иначе откуда ему знать, что "Дети Бога", "Церковь объединения", "Единая вера", "Общество единства духовных культур "Возрождение" и другие красивые названия скрывают в себе оккультно-мистические теории и деструктивное влияние на сознание человека? В перечне заслуг и проведенной в этом направлении работы называется немало мероприятий: от преподавания курсов по истории, этнографии, религиозному искусству, морали, этике и т.д. до вечеров вопросов и ответов, КВНов и занятий кружков. Все, без сомнения, в школьной жизни нужно. Но в противодействии деструктивным сектам -- это дело пятнадцатое. Прежде всего необходима информация, доступная каждому преподавателю да и ученику. А пока наши учителя не имеют ничего. Брошюра "Неокультовые объединения в Беларуси", подготовленная экспертным советом Госкомитета по делам религий и национальностей, издана тиражом всего в 500 экземпляров и разослана по исполкомам. Кто из работников образования слышал о ней? Проблема очень серьезная. Правда, научно-методическим центром учебной книги подготовлено к изданию специальное пособие для учителей "Традиционные вероисповедания и новые религиозные движения в Беларуси" под редакцией доктора философских наук, профессора Алексея Осипова. Над ним работало 20 человек, статьи о традиционных религиях написаны представителями этих же конфессий. Книга уже на выходе. Остается только надеяться, что, наконец-то, информационный вакуум будет заполнен и появятся ответы если не на все, то на многие вопросы. Два года назад Министерство образования догадалось начать подготовку религиоведов в педвузах республики. Специалисты с такой квалификацией готовятся сейчас в Белорусском государственном педуниверситете им. М.Танка и Брестском госуниверситете. Специальные годичные курсы для учителей организованы и в Академии последипломного образования. Среди учителей желающих попасть на эти курсы немало, а вот со стороны заведующих отделами образования частенько встречается сопротивление: "Зачем нам религиовед в школе с традиционно советским образованием?" А затем, что секты у нас уже давно в школе. Что делать, если секта пустила корни в вашей семье? Постарайтесь не отчаиваться, не паниковать и помнить правило: против секты в целом вам бороться практически бесполезно, нужно воевать за близкого человека. Этот исходный тезис придуман не мною. Он рожден многострадальным опытом родительского комитета "Ратаванне". Прислушаемся к их практическим советам: -- наберитесь терпения; -- не насилуйте волю своего сына или дочери, оказавшихся под влиянием секты (то есть не запирайте их на замок, не орите, не унижайте и т.д. -- любите такими, какие они есть); -- поинтересуйтесь сами деятельностью секты, побывайте на ее собраниях, почитайте литературу; -- не скрывайте своего отрицательного отношения к секте; -- обратитесь за помощью в государственные органы (исполком, отдел образования), официальные общественные организации, объединяйтесь с другими родителями, попавшими в такую же ситуацию; -- не пренебрегайте помощью священников и традиционной церкви (в качестве заменителя той веры, в которую втянули вашего близкого); -- не теряйте надежды на победу и помните: "они" идут через интеллект и вытащить попавшего в их сети человека можно только через интеллект. Иногда не обойтись и без медицинской помощи. Свои объяснения феномену "сектантства" есть и у врачей. Павел Юдаш, врач-психотерапевт клиники НИИ радиационной медицины и эндокринологии: -- За последние годы в связи с этой проблемой к психотерапевтам обращалось около 100 человек. Конечно, это немного для республики, но я уверен, что люди чаще всего просто не имеют такой возможности и соответствующей информации или не решаются на этот шаг. Кстати, сами сектанты по собственной инициативе не приходили ни разу, обычно это делают родственники. Сектанты лишь попадали в клинику с реактивными психозами, и мы сначала лечили психоз, а уж потом -- зависимость от секты. Что важно здесь понимать? В ходе неокультовой обработки сознания человека идет переформирование личности, причем очень глубокое, на подсознательном уровне. Формируется болезненное психогенное состояние -- синдром зависимости. Человек перестает принимать собственные решения, контролировать поведение. Он ориентируется на новый высший авторитет, принимает все указания и утверждения за истину. Нарушаются обычные социальные коммуникации человека -- кстати, первый признак, чтобы забить тревогу. Причем сам пострадавший не осознает своего духовного рабства. Это самый простой способ существования и, в общем-то, присутствует в каждом человеке. Отсюда и проблема -- нередко даже после длительной работы психотерапевта бывают рецидивы, и пациент, к сожалению, возвращается в секту: ему уже просто необходимо приятное ощущение зависимости и отсутствие надобности принимать самостоятельные решения. Но это не значит, что врач не в силах помочь. Мы работаем с такими людьми, у нас уже есть опыт и свои методы. Это должен знать каждый. Религиозные и общественные объединения, деятельность которых на территории Республики Беларусь признана деструктивной: -- Церковь Сатаны (дьяволомания); -- Белое братство (ББ);
-- Богородичный центр (БЦ);
-- Церковь Xриста (Бостонское движение, Церковь учеников
Иисуса Xриста);
-- Дети Бога (Семья, Семья Любви);
-- Церковь объединения (Муна); Студенческая ассоциация
С.А.R.Р.
-- Единая вера, Церковь последнего завета (Виссариона);
-- Аум Синрикё;
-- Ахмадиа;
-- Лига духовного возрождения Санатана Дхарма;
-- Церковь Саентологии (Секты Xаббарда);
-- Общество единства духовных культур "Возрождение".
|
|