[ ГЛАВНАЯ НОВОСТИО НАСОФИЦИАЛЬНОПРЕССАЖУРНАЛИНТЕЛЛЕКТМЫ В СЕТИССЫЛКИ ]

  << Назад на главную страницу журнала
ВИКТОРИНА!


Врач и здоровье — несовместимы?

Считалось, что уважительных причин бывает две: болезнь и смерть. Там, где учат болезнь лечить, уважительной причиной ее не считают

___Здоровье… Эта тема была всегда актуальна. Если раньше всё больше старались "внедрить в массы" здоровый образ жизни — ну там зарядки, турпоходы, закаливания… то теперь мы чаще лицезреем по телевизору умных мужчин (или женщин — какая разница?) в белых халатах, неумолимо доносящих свои неутешительные цифры: на столько-то смертность превышает рождаемость, на столько-то стало больше пьянство, там-то столько-то заболевших тем-то… А если поговорить с ними вживую, с глазу на глаз, то выясняются детали более интересные: они говорят, что, согласно статистике, рожденные сегодня белорусские дети имеют все шансы вообще не дожить до 50-ти, а потом просят никому не рассказывать, так как статистика эта "внутренняя и для служебного пользования".

___Кто нам здоровье "портит" — понятно. Экология, некачественные продукты, нездоровый образ жизни… Давайте поговорим немного не об этом. Давайте поговорим о тех, кто — так уж вышло — призван наше здоровье поправлять.

___Врачей знают все. Так уж заведено, что знакомство с ними (и зачастую не самое приятное) каждый из нас испытал с самого детства. И многие тогда, полагаю, задавали себе вопрос: и откуда только берутся на свете эти врачи со всеми их уколами, зубными креслами и другими орудиями издевательства над человеком? :-)

___Теперь, выйдя из детского возраста, мы все знаем, "откуда они берутся". Берутся они из медицинских институтов. Тех самых, в которые сейчас толпами поступают (а еще чаще не поступают) многие из тех, которые прежде, в младших классах школы, боялись местного медпункта едва ли не больше, чем директорского кабинета. И что же они там находят?

___А находят они там, оказывается, много странного. Что занятия почти каждый день проходят с утра, и почему-то не с 8:30, как везде принято, а с 8:00, и до самого вечера (а на старших курсах еще и по всему городу) — это можно понять. Тяжело, дескать, в учении, легко в бою, а человеческий организм — это вам не интегралы какие-нибудь и не сопротивление материалов. Что за пятиминутное опоздание могут на занятие не пустить — это тоже можно понять: преподаватель, как ни странно, тоже человек и не любит, когда ему мешают. Правда, не совсем ясно, почему этого больше всего не любят именно мединститутские "преподы"…

___Но и это еще куда ни шло. Вслед за получением от ворот поворота студенту грозит отработка пропущенного занятия, зачастую поздно вечером. И никого не волнует, почему лекцию пропустил. Впрочем, тем, кто болел и принёс справку от коллеги-врача, таки делается "одолжение": дескать, ладно, им отрабатывать можно бесплатно. А остальным — плати. И, опять же, пиво ли студент пил в сквере института, в аварию ли попал, к звонку ли не успел пересечь порог аудитории — всех "стригут" под одну гребенку.

___Получается, что если студент пропустил по той или иной причине день — например, вызывали в суд или военкомат, с кем не бывает, — то ему автоматически обеспечена парочка "веселых деньков" оставания после занятий (которые, как мы помним, и так заканчиваются не рано). Если не ходил пару дней, скажем, по причине собственной свадьбы — "удовольствие" рискует сильно растянуться. Ничего себе медовый месяц!

___А если вдруг действительно заболел сам, и проболел хотя бы неделю? Тривиальная арифметика показывает, что это чревато проблемами на весь семестр. Проболевшим же дольше вообще "ненавязчиво предлагают" уйти в академический отпуск. И всё, больше не будешь учиться с теми, которые, наверное, уже успели стать близкими людьми за годы учебы, и которым только и останется, что вспоминать о тебе да видеться на коротких перерывах… Поневоле возникает перед глазами образ бега наперегонки по канату: стоит оступиться — нет, страховка не подведет, но упущенное время наверстать будет уже не под силу.

___Хотя… Быть может, будущих врачей специально учат не болеть, и в стенах медуниверситета сплошь царит здоровый образ жизни, а болезнь для студента — досадное, нелепое исключение? Ведь вроде как и лекции по валеологии есть, и табличка "врач и курение несовместимы" о себе напоминает… А еще о себе напоминают домашние задания по 50 страниц на каждое занятие — 50 страниц, многие из которых надо попросту выучить наизусть. А если завтра таких занятий три, и пришел домой в 8 часов, то ничего не остается, кроме как "творить всенощную" за книгами и тетрадями. Не правда ли, способствует здоровому образу жизни. Как, впрочем, способствует ему и то, что студенты, боясь попасть в долговую яму отработок, порой приходят на занятия и больными, и "на автопилоте", и с температурой… Сколько обмороков на лекциях должно быть, чтобы дошло, какой тут здоровый образ жизни? Неужели этого мало? Неужели должны появиться и жертвы?

___ А может быть, последнее слово медицинской науки, неизвестное простым смертным (и болеющим), состоит в том, что лучше всего студент воспринимает информацию, когда: 1) хочет спать после недели бессонных ночей книжного зубрилова; 2) имеет температуру 39.5 и вот-вот свалится в обморок; 3) маковой росинки в рот не брал с раннего утра? И, наверное, каждый студент без исключения помнит абсолютно всё, что он изучал на всех предыдущих курсах? Тогда скажите, в какую больницу возьмут, скажем, хирурга сразу вот так, с институтской скамьи, всецело полагаясь на то, чему его там учили? Ведь нет, правда? Ведь до тех пор, пока ему самому доверят скальпель, его будут довольно долго и старательно учить прямо на месте. И так меньше всего будут интересоваться, сколько человек прогулял занятий в институте, если он способен быстро войти в курс дела и всё схватывает на лету. И, напротив, если на практике "врач" демонстрирует полное отсутствие соображения, то, как он ни хвались, что "был на всех лекциях", как он ни махай перед носом пятерочной зачеткой и красным дипломом — врач из него не вышел.

___А если этот "врач" еще и сам безнадежно испортил себе здоровье за годы учебы — то не вышел и подавно.

___С другой стороны, можно, разумеется, возразить, что, мол, "и так прогуливают", "и так ничего не знают", "и так врачи неважные получаются"… Да, и так прогуливают, несмотря ни на какие тюремно-лагерные порядки. Потому что человек — и мне стыдно, что приходится указывать на это тем, кому по профессии должно о человеке знать лучше других — человек по своей природе сумеет найти выход из любой ситуации. Конечно, посещаемость всегда обратно пропорциональна тому, насколько строго за этим следят — но только до определенного предела. Во всём надо знать меру, во всём существует "золотая середина", и странно, что сами врачи об этом не подозревают.

___Скажете, что пробовали иначе, и это себя не оправдало? Позвольте вам попросту не поверить. Во-первых, кто-нибудь из старожилов института или из выпускников помнит такой золотой век, чтобы "хочу хожу, хочу нет"? Что, засмеялись? Вот-вот. Ну а во-вторых, ведь у нас в стране есть с чем сравнивать! Ни в одном другом вузе нет таких зверских порядков — и почему-то наши физики прекрасно работают, как здесь, так и за рубежом; наши программисты пачками "уходят за бугор", причем отнюдь не мыть посуду… И при этом — "плохие врачи". Так, может быть, они плохие не вопреки, а "благодаря" установившемуся в мединститутах "строгому режиму"? Ведь наверняка никто в этих стенах просто не пробовал подходить к учебе как-то иначе, как сделали, к примеру, в МГУ, где сдача сессии без троек обеспечивает свободное посещение на следующий семестр. А просто продолжают "гнать конвейер", продолжать традиции, берущие свое начало из мрачных времен, когда и не помышляли о том, что что-то может происходить под влиянием интереса и любви, а не страха и палки.

___Вообще, это очень "по-советски", когда сперва выставляют заведомо непосильные и невыполнимые требования, а потом частично закрывают глаза на их невыполнение. Так сказать, в виде исключения. В качестве поблажки. Сначала ставят уйму двоек, а потом — иногда — "объявляют амнистию". Сначала устраивают жестокие контрольные на чистое запоминание, а потом — если захотят — намеренно, но не признаваясь никому, дают возможность списать. Сначала дают 2 дня на подготовку к экзамену, а потом — некоторым — ставят пять "за так"… Правила и законы имеют хоть какой-то смысл, когда они выполняются. Следовательно, они должны быть выполнимыми. А в противном случае можно — и это будет честнее — прямо говорить: преподаватель есть царь, бог и судия в одном лице. Такой же, как и в свое время бюрократ-чиновник, формально властью не наделенный, но фактически решающий твою судьбу.

___Или, может быть, кто-то хочет возразить по поводу невыполнимости? Ну уж извините, с тем, что в сутках 24 часа, спорить не будут даже медики. Считаем: занятия (со всеми перерывами) с 8:00 до 19:00 — 11 часов. Дорога туда и обратно — в среднем 2 часа. Во всех медицинских книжках написано, что нормальная длительность сна составляет 7-8 часов. Остается три часа, полтора из которых уйдут на еду (при условии, что ее не надо будет самому готовить), умывание (врач ведь должен соблюдать правила личной гигиены!), сбор в дорогу вещей и так далее. На выполнение домашних заданий — при самом благоприятном раскладе — остается полтора часа в день. Это если не приходится заниматься никакой работой по дому. Это если никогда — никогда — не смотреть телевизор, не ходить в кино, не читать книг, не связанных с медициной. Это если вообще ничем, кроме учебы, не заниматься, не иметь никакого досуга, отдыха, личной жизни, да и общественной тоже. Разве может гармонично развиться личность, лишенная всего этого? Разве может стать легкоатлетом тот, кто в детстве не научился ходить? Разве может стать врачом, чье призвание — помогать людям, тот, кто в молодости не развился как личность, как полноценный человек?

___Так где же тут выход — знания-то усваивать надо… Казалось бы, — позволю себе немного помечтать — именно врачи, именно те, кто знает о человеке, его здоровье и становлении очень многое, и должны были бы разработать такую схему обучения, которая не вредила бы здоровью, которая способствовала бы всестороннему развитию человека, которая не была бы мучительной и не требовала бы нечеловеческих усилий, но вместе с тем которая давала бы превосходные результаты… Психологи давно придумали приемы облегчения запоминания. В спорте давно отработана схема постепенного увеличения нагрузок при тренировках. На курсах иностранных языков давно используются альтернативные методики обучения. Начинать надо, как видим, далеко не с нуля. Так за чем дело стало?

___Согласен, заниматься такими исследованиями куда труднее, чем устраивать на лекциях проверки и подсчитывать прогульщиков. Куда как проще изображать бурную деятельность и жаловаться, что, мол, "как ни бьемся — всё равно врачи плохие", нежели что-то делать для того, чтобы что-то реально изменить.

___И как же неохота признаваться, в первую очередь самим себе, что "бились"-то лбом об стену, вместо того, чтобы искать в ней двери! До того неохота, что вошло в привычку отговаривать других и мешать им эти двери искать. Когда кто-то выходит с конкретным предложением, с новой программой обучения, с новыми методами — его не пускают. Думаю, не надо напоминать последний пример — вы о нем знаете. Или не знаете, что еще хуже.

___Как не хочется кое-кому честно сказать: да, то, что есть — плохо, и как сделать лучше, мы не знаем. Тогда, по крайней мере, никто никого не обманывал бы. И тогда будущий врач знал бы, какие тернии ждут его на избранном пути, и десять раз бы подумал, правильно ли он этот путь выбрал.

___Впрочем, кое-какие выводы абитуриент может сделать уже сегодня. На подготовительных курсах, без которых сейчас поступить очень сложно, говорят прямо: если вы вдруг будете поступать не в мед, забудьте то, что вам здесь говорят. Потому что "в этой реакции для всех институтов образуется не вода, а для мединститута — вода". Говорит само за себя, не так ли?


Дорогие читатели!
Предлагаем вашему вниманию небольшой опрос: как вы думаете, кем могла быть написана эта статья? В частности:

  • Учился ли автор когда-либо в медицинском ВУЗе?
  • Если да, то учится ли он там сейчас, уже закончил или был отчислен?
  • Если нет, то студент ли он (и на кого учится), или работает (где и кем); что его при этом связывает с медуниверситетом?

Варианты ответов направляйте в редакцию. Желательно сопровождать ответы пояснением, почему вы считаете именно так.

За первый правильный ответ -- приз от автора!


 
Название и логотип MENSA 
принадлежат MENSA International 
и используются "БелМенсой" 
исключительно с разрешения 
MENSA International
 
Hosted by uCoz